(Криновский Григорий Андреевич; ок. 1726, Казань-22.06.1763, мон-рь во имя вмч. Пантелеимона, близ Пскова), еп. Псковский и Нарвский. Род. в семье пономаря. В 1738-1746 гг. обучался в Казанской ДС, по окончании к-рой принял постриг, был оставлен при семинарии. Во время учебы получил фамилию Авриксельский, в 1746-1751 гг. носил фамилию Рычковский (Ричковский). Безуспешно обращался к Казанскому еп. Луке (Конашевичу) с просьбой отпустить его для продолжения учебы в Москву или Киев. В июле 1751 г. Г. самовольно уехал в С.-Петербург, подал прошение о зачислении в московскую Славяно-латинскую академию. Святейший Синод рассмотрел дело Г., к-рый дал обещание вернуться в Казань по окончании учебы. 9 дек. 1751 г. он был принят в академию. Произносил проповеди в Заиконоспасском московском в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре, снискал популярность среди москвичей. Проповеднический дар Г. высоко ценили А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, И. И. Шувалов. Последний представил Г. имп. Елизавете Петровне. 8 янв. 1753 г. в сане иеродиакона Г. был назначен придворным проповедником и переехал в С.-Петербург. 2 февр. 1757 г. определен настоятелем Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в сане архимандрита. 4 марта 1758 г. назначен членом Святейшего Синода, в апр. того же года стал архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Постриг в монашество Гавриила (Петрова; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский) и Платона (Левшина; впосл. митрополит Московский).
7 окт. 1761 г. Г. был хиротонисан во епископа Псковского и Нарвского, одновременно оставлен придворным проповедником. С 18 марта по 18 июня 1762 г. знакомился с епархией, 2-ю половину года и 1-ю половину 1763 г. провел в Москве. На конференции Сената и Синода 18 июля 1762 г. совместно с С.-Петербургским архиеп. Вениамином (Пуцек-Григоровичем) выступил за возвращение секуляризованных монастырских земель. Тем не менее в 1763 г. участвовал в суде над Ростовским митр. сщмч. Арсением (Мацеевичем), защищавшим церковные земли. 4 июня 1763 г. по личному прошению уволен в свою епархию. По пути из Москвы в Псков неожиданно тяжело заболел, погребен в псковском Троицком соборе.
Наиболее ранний известный портрет Г.- гравюра в технике меццо-тинто, 3-й четв. XVIII в., исполненная мастером П. Дружининым на фабрике М. Артемьева в Москве (Смолич. История РЦ. Ч. 2. С. 29). Это поколенное изображение иерарха в небольшом повороте влево, в черном клобуке и архиерейской мантии с образами святых на скрижалях (у Д. А. Ровинского ошибочно указано, что «в облачении схимника»), правой рукой перелистывает книгу, в левой - жезл со змеевидным навершием, без сулока, на груди - панагия с иконой Спаса Нерукотворного, слева вверху - герб. Портрет дополнен виршами, прославляющими Г. как проповедника («Различны Дух Святый таланты уготова; сего ж благоволил почтить талантом слова...»). Изображение в более упрощенном варианте повторяется на поясном портрете (в овале), награвированном пунктиром в нач. XIX в. мастером И. Розоновым, работавшим для изданий П. П. Бекетова (оттиски 1843: РГБ, ЦАК МДА). По-видимому, на основе первоначального образца была создана литография 2-й четв.- сер. XIX в. работы Л. Лориса, издание И. Х. Дациаро (ЦАК МДА), упомянутая в справочнике В. Я. Адарюкова (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 213). «Оригинальные» (некопийные) портреты архипастыря находились в кон. XIX в. в Митрополичьих палатах ТСЛ, в собрании Н. И. Путилова (Ровинский. Т. 4. Стб. 236, 291).